+7(978) 720-64-25 info@sevsadovod.ru Вт и Пт: 9:00 - 14:00
Валежник

Гражданам РФ разрешат свободно собирать валежник для собственных нужд?

7 февраля Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 116620-7 «О внесении изменений в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации» (внесенный депутатами Государственной Думы Российской Федерации Н.П. Николаевым,  В.В. Николаевой, О.Д. Валенчуком и др.),  позволяющий гражданам РФ свободно собирать валежник для собственных нужд.

Документ, внесенный группой депутатов и сенаторов, относит валежник (сухие деревья или их части, лежащие на земле), к недревесным лесным ресурсам. Внесение соответствующего изменения в Лесной кодекс РФ позволит гражданам заготавливать и собирать валежник для собственных нужд в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Для многих субъектов Российской Федерации данная проблема является чрезвычайно актуальной. Начиная с декабря 2016 года, в адрес Государственной Думы поступили обращения законодательных собраний 10 субъектов Российской Федерации (Приморского края, Республики Мордовия, Алтайского края, Иркутской, Амурской, Самарской, Тверской, Новосибирской, Владимирской областей, а также Еврейской автономной области) с просьбой установить законодательно упрощенный порядок сбора гражданами поврежденных и поваленных в результате неблагоприятных погодных условий или по иным естественным причинам деревьев, кустарников или их частей в целях отопления и для иных хозяйственных нужд. Это также будет способствовать очистке лесов от захламления и содействовать таким образом обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с действующей редакцией статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для самостоятельной заготовки в том числе дровяной древесины для собственных нужд. Отпуск дровяной древесины гражданам по договорам купли-продажи лесных насаждений возможен только на свободных от аренды лесных участках в соответствии с материалами лесоустройства, лесохозяйственными регламентами в пределах допустимого объема изъятия древесины.

На практике зачастую выделенные гражданам участки для заготовки дровяной древесины находятся в труднодоступных и удаленных от места их проживания местах, в то время как валежная древесина расположена в шаговой доступности от населенных пунктов в границах лесных участков, находящихся в долгосрочной аренде у лесопользователей.

Для сельского населения, особенно пенсионеров, имеющих невысокий уровень доходов, транспортные расходы на доставку дровяной древесины до населенных пунктов являются дополнительной, а подчас непосильной финансовой нагрузкой.

В связи с отсутствием возможности самостоятельно заготавливать дровяную древесину граждане вынуждены обращаться в организации, специализирующиеся на заготовке древесины, которые по полученным от граждан доверенностям на право подписания договоров купли-продажи лесных насаждений осуществляют такую заготовку. В качестве платы за лесозаготовительные работы такие организации оставляют себе не менее 50% объема заготовленной и полагающейся гражданам по закону древесины.

При этом той же статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что заготовленная гражданами для собственных нужд древесина не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Необходимо отметить, что заготовка валежника населением имеет по своей правовой природе существенные отличия от заготовки древесины гражданами для собственных нужд, предусмотренной Лесным кодексом Российской Федерации. Заготовка валежника осуществляется путем сбора этого вида лесных ресурсов и не связана с рубками лесных насаждений и лесосечными работами. Таким образом, заготовка валежника гражданами должна иметь предусмотренный гражданским законодательством правовой режим сбора общедоступных вещей, аналогичный, например, заготовке (сбору) хвороста, предусмотренного статьями 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации.

Именно такой подход предлагается законопроектом и концептуально поддерживается Правительством Российской Федерации.

В то же время в действующем лесном законодательстве заготовка древесины и заготовка валежника не в полной мере разграничены. Отсутствие правовой ясности в данном вопросе приводит к тому, что большое количество граждан ежедневно совершают правонарушения, осуществляя сбор валежника.

Анализ законотворческой работы по рассматриваемой проблеме показывает, что за последние годы субъекты права законодательной инициативы неоднократно пытались предложить различные пути ее решения.

Поделиться в соцсетях

Автор

sevspa

Нет комментариев

Оставить свой комментарий

20 − шесть =

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

×
СТАТЬ ПАРТНЕРОМ

×